Шарики припоя при ручном монтаже печатных плат

Шарики припоя прежде наблюдались только при автоматическом монтаже ПП в режиме пайки оплавлением. Был доработан процесс, чтобы избавиться их. Теперь та же проблема вылезла при ручной пайке компонентов SMT. Что может быть причиной образования шариков припоя при ручной пайке?

Все в целом и что угодно по отдельности может быть причингой образования шариков припоя при пайке волной или оплавлением. Сначала стоит определиться в причинах образования шариков — термический или химический это процесс.

Какая паста используется при ручной пайке, та же что при оплавления, когда вы отрегулировали температурный профиль так, чтобы не образовывались эти дефекты? Или применяется электродная проволока?

Параметры могут сильно отличаться. Шарики припоя обычно возникают из-за неполного флюсования, флюс в этом случае очищает не все поверхности, припой при расплавлении не объединяется в одну массу, и вы получаете этих «маленьких ребят», которые расплываются по поверхности как шарики с собственным оксидным покрытием вокруг них, мешая им объединиться.

Предположим, что флюса достаточно, тепловой профиль выбран правильный, а как хорошо обучены операторы, умеют ли они держать паяльник в руках? Используют ли они правильный размер наконечника и его температуру в соответствии с указанными в методике IPC, как откалибровано оборудование, поддерживается ли во время процесса правильный температурный диапазон?

А что на счет чистоты самих компонентов, они новые? Их выводы чистые? Скорее всего, да, но и в этом необходимо убедиться.

Комментарии читателей блога

Лично я никогда не видел шариков припоя при ручной пайке. Я мог бы их увидеть, если бы мы использовали пасту, ужасные провода и неопрытного оператора. Лучше про это не думать.

Dave Kearns, TinyCircuits

А речь идет о бессвинцовом припое? Это также может оказать влияние…

Peter Woodhouse, New Zealand

Мы сталкивались с такими ситуациями при монтаже SMT-компонентов при пайке волной припоя. Даже тонкая настройка параметров волны не решила проблемы с образованием перемычек (Glue PCBA). Подозреваю, что из-за повышенной влажности самих плат и загрязнения компонентов.

Shankar, India

С 1976 года я интенсивно занимаюсь пайкой и соединениями с высокой степенью надежностью. Я заметил, что когда я в своей тихой домашней мини-лаборатории (с поддержкой dc-15 ГГц), то тоже испытываю те же проблемы при применении пасты для доработки и ремонта. Поэтому стараюсь не использовать пасту, выбирая вместо нее проволочный припой. Еще один интересный момент — количество шариков пропорционально громкости «шипящего» звука при пайке). Это может быть связано и с избыточной влагой, но сам поток «шипящего» флюса производит и приводит в движение шары в этой области. Убедитесь сами, чтобы увидеть это, возьмите цифровую камеру для микроскопа, сфокусируйтесь на каком-либо небольшом участке пасты, погрузите в нее паяльник или направьте струю горячего воздуха (горячий воздух генерирует шарики хуже из-за более равномерного нагрева) и посмотрите внимательно в микроскоп… и вот они…

William Jones, Harimatec Inc.

Согласен, что большинство проблем связано с ручной пайки. Я обнаружил, что операторы, которые не держат паяльник в чистоте, оставляют шарики и брызги припоя вокруг паяного соединения. Все, как правило, из-за образования шлака на наконечнике. Обратная связь и переподготовка помогают.

Bonnie Dewey, CIT, CQT, Saunders Electronics

Влага — основная причина. Запертая в отверстиях влага при нагревании создает пар под давлением и выходящие газы. Припой выталкивается из паяного соединения, смещается, образуя шарик. При использовании водной очистки PCBA следует помнить, что платы перед ее использованием необходимо высушить платы в печке. В представленном здесь случае возможно, что 8-пиновое устройство, которое паялось вручную, содержало влагу.

Tom McCarthy, TJM Electronics, USA

Я согласна, что появление шариков припоя во время ручной пайки часто можно отнести к качеству и применяемым методам самой ручной пайки. Использование теплообменного моста и уменьшенная скорость подачи припоя в соединение помогли мне решить эту проблему. Операторы могут пытаться улучшить скорость/эффективность своей работы, слишком быстро вводя большое количество припоя в соединение. В процессе, когда не применяется дополнительный внешний флюс, могут образовываться шарики припоя. Обучающие DVD для IPC по ручной пайке охватывают обе темы и являются отличным учебным ресурсом.

Anna Hill, Burton Industries, USA

По материалам с портала www.circuitinsight.com. Еще статьи по теме монтажа и изготовления печатных плат:

Написать ответ

Your email address will not be published. Required fields are marked *