Снизит ли использование азота количество дефектов при пайке волной припоя?


Мы собираем сложную плату для пайки волной припоя, состоящую из более чем 3000 компонентов, с покрытием OSP и сплавом SAC305. Текущий уровень DPM для пайки составляет от 400 до 500, а для пустот — около 1000. Чтобы улучшить DPM, планируется установить азотную среду вокруг резервуара для пайки волной припоя, чтобы уменьшить окисление. Может ли это улучшить наш уровень DPM?

Что касается пустот, это отдельный вопрос. А по поводу азота — как известно, мы не являемся сторонниками использования азота при пайке оплавлением. Однако пайка волной припоя да еще с добавлением флюса — это совершенно другой процесс.

Как из личного опыта, так и из исследований, проведенных Soltec и Electrovert, мы пришли к выводу, что азот действительно помогает в процессе пайки волной припоя с выводными компонентами, улучшая поверхностное натяжение и уменьшая окисление, он помогает припою попадать в нужные местах.

Сразу проявляются такие полезные вещи, как меньшая склонность к образованию перемычек, шариков припоя, меньше открытых и пропущенных контактов. Улучшения вполне явные. И еще одно преимущество азота — инертизация только области волны припоя.

Все это можно было бы сделать газом из баллончика, если бы не пустоты в соединениях. С ними так просто не справиться. Вообще, разделяем ли мы DPM (Defects Per Million — дефектных деталей на миллион) для пайки и пустотами припоя? Но если при пайке волной припоя появляются пустоты, это свидетельствует о неправильном предварительном нагреве.

Пустоты обычно возникают из-за захвата растворителя в потоке волной и образования пузырьков. Решение заключается в том, чтобы правильно профилировать предварительный нагрев, разместив термопары на плате сверху на площадке с тяжелым компонентом под выводной монтаж, и убедившись, что верхняя поверхность платы достигает температуры, соответствующей флюсу.

Типичные цифры для флюса на спиртовой основе, это 100°C. Для флюсов на водной основе, не содержащих летучих органических соединений, это от 110°C до 120°C. Но в любом случае проверьте, что рекомендует ваш производитель, потому что недостаточная температура и время предварительного нагрева — это основная причина образования пустот.

В вашем случае — неизвестно, поможет ли азот. Скорее, как было сказано, это должно помочь с другими дефектами, особенно с недостаточным количеством припоя и недостаточным заполнением отверстий, а также азот является хорошей идеей для уменьшения окалины, особенно в бессвинцовых сплавах с высоким содержанием олова.

Комментарии

Работа с азотом — многообещающая, однако несколько дорогая, и требующая специального оборудования, рассчитанного на это.

В моей практике был случай, когда одно время при работе с волной припоя на выходе получали много брака. После проведения DOE (Design of Experiments) выяснилось, что проблема не в оборудовании для волны, а в материалах. Оказалось, что производитель печатных плат плохо «справлялся» с влажностью. После смены компании на другую, у которой с влажностью плат все было в порядке, проблема исчезла. Но заняло все это четыре месяца.

Если концентрация влаги в печатной плате или в компоненте выше нормы, то при пайке образуются пузырьки газа, что приводит к множеству дефектов.

Roger Cespedes, Camtronics

Мы обнаружили (и проверили), что впрыск ГОРЯЧЕГО азота в ванну для пайки обеспечивает реальное уменьшение дефектов пайки (например, короткого замыкания), а количество окалины такое же, как в «азотной туннельной системе». Очевидно, что затраты совсем другие, решать вам.

Pierleonardo Zoppellaro, Carel Industries s.p.a.

Снизит ли азот дефекты пайки волной припоя? Короткий ответ — да, но чтобы лучше понять, как азот уменьшает количество дефектов, вы должны понимать, как азот работает.

Азот — это инертный газ, который вытесняет кислород в процессе пайки, и существуют различные уровни чистоты азота, влияющие на процесс. По мере снижения уровня чистоты количество примесей в газообразном азоте увеличивается, что оказывает прямое влияние на результат пайки волной.

Например, при уровне чистоты 5,0 (99,999%) типичный уровень примесей составляет <10 частей на миллион, а при уровне чистоты 3,0 (99,9%) <1000 частей на миллион.

У азотной волны с пониженным содержанием кислорода окисления на уровне платы не происходит, что оказывает прямое влияние на растекание припоя, силу смачивания и поверхностное натяжение. Исследование распространения припоя было проведено в различных атмосферных условиях, и одним из основных результатов было то, что припой начинает течь при более низких температурах, если уровень остаточного кислорода низкий.

Например, Sn63/Pb37 имеет температуру плавления 183°C, и при остаточном уровне кислорода 10 ppm припой начал растекаться при 205°C, тогда как при остаточном уровне кислорода 1000 ppm — при 270°C. SAC 305 имеет температуру плавления 221°C, и при остаточном уровне кислорода 10 частей на миллион припой начал распространяться при 230°C, а при 1000 частей на миллион — только при 240°C.

Пайка волной припоя в атмосфере азота выполняется одним из двух методов: инертизация азотом над зоной пайки с остаточным уровнем кислорода примерно 1000 ppm или полная туннельная система, охватывающая зону флюса, зону предварительного нагрева и зону пайки со значительно более низким остаточным уровнем от 20 частей на миллион до 500 частей на миллион.

Пайка волной припоя в инертной и не содержащей оксидов атмосфере по сравнению с окружающим воздухом дает много преимуществ, если учесть все соответствующие параметры, компоновку печатной платы, температурный профиль, способность к пайке используемых материалов и количество дефектов: уменьшение количества типичных дефектов, таких как открытые контакты, бочкообразность, недостаточное смачивание, образование перемычек и шариков припоя, что, в первую очередь, связано с улучшением характеристик смачивания, изменением поверхностного натяжения жидкого припоя в атмосфере азота.

Снижение количества дефектов и общее улучшение качества отражаются на сокращении объема работ по ремонту печатных плат. Исследования показали, что инертизация азотом над зоной пайки по сравнению с окружающим воздухом снижает доработку печатных плат на 40%, а полная туннельная инертизация азотом — на 75%.

Исследования также показали, что между обоими методами инертизации волны существуют значительные различия в количестве дефектов. Из-за более низкого уровня остаточного кислорода частота дефектов в системе с полной туннельной азотной волной значительно ниже по сравнению с инертизацией непосредственно над зоной пайки.

Gus Mavrou, SEHO North America, USA

Небольшое пояснение по поводу одного из преимуществ азота. Он увеличивает силу смачивания (хорошо), а также увеличивает поверхностное натяжение (не очень хорошо), если только ваша волна не предназначена специально для азота и не настроена должным образом.

Не позволяйте клиентам вводить себя в заблуждение, думая, что просто добавление азота внутрь или вокруг волны сделает ее инертной. Годы испытаний и невзгод (а также патентов) ушли на то, чтобы понять, когда и где азот должен попадать в систему, чтобы создать инертную среда для пайки. Мои 2 цента.

Рэй Чартранд, CharTrain Consulting, США

По материалам с портала www.circuitinsight.com. Еще статьи по теме монтажа и изготовления печатных плат: